Бу́дда – в переводе с санскрита, означает «пробудившийся», «просветленный». В буддизме это наиболее высокое состояние духовного сознания. Также это имя Будды Шакьямуни, индийского принца Сиддхартхи Гаутамы , жившего приблизительно с 623 по 543 год до нашей эры и достигшего просветления. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления.
В новом индийском сериале 2013 года, создатели фильма, опираясь на исторические факты и древнеиндийские тексты поставили цель донести до людей духовное учение и понимание религии у истоков которой стоял Будда Шакьямуни. Сериал рассказывает о жизни наследного принца Сиддхартхи Гаутамы, который вопреки ожиданиям отца, покинул свой дворец и избрал путь отшельника и монаха. Будду сыграл замечательный индийский актер Himanshu Soni.
Основы учения
Есть четыре благородные истины.
Первая: Страдания неизбежны, они всегда будут на нашем пути.
Вторая: Страдания – это порождение желаний, которым нет конца из-за привязанности к вещам. В итоге все эти желания приведут нас к саморазрушению.
Третья: Чтобы достичь просветления, мы должны быть осознанными, сконцентрированными на себе, чтобы ни горе, ни радость, не смогли помешать нам. Должна быть полная гармония с самим собой на пути к просветлению.
Четвертая: Есть один путь, который приведет к истине и избавлению от страданий.
Это восьмеричный путь. Он представляет собой:
– правильное представление
– верное решение
– ясное мышление
– праведные действия
– здравый образ жизни
– приложенные усилия
– внимательность
– концентрация
Прошлое, будущее и настоящее
Будда повстречал в лесу ограбленных одной женщиной мужчин, и объяснил им значение прошлого, будущего и настоящего:
“Она украла ваши деньги в прошлом и продолжает воровать в настоящем. Как вы думаете, эта женщина, в данный момент беспокоится о вас также, как и вы о ней? Если нет, тогда почему беспокоитесь вы? Вас ограбили – это было в прошлом. Вы сможете поймать и наказать воровку – в будущем. Все что у вас есть – это настоящее. Бремя прошлого вы пытаетесь связать с неопределенным будущим, теряя при этом связь с текущим моментом времени”.
Ключ к своему счастью
Однажды, когда ученики Будды просили милостыню, их оскорбили и прогнали, после чего они захотели пойти в другую деревню. Однако Будда предостерег их от ошибки искать легкие пути:
“Вам не подали милостыню и вы хотите уйти в другое место? Но тогда, та причина по которой вы покинули это место уйдет вместе с вами. Если бы вас всегда встречали с почетом и уважением, тогда вы были бы счастливы. Это означает, что вы отдали ключ к своему внутреннему покою в чужие руки. Значит внешние факторы оказывают на вас воздействие и могут вами управлять. Если вы чувствуете, что не в ладах с собой, значит вам предстоит еще долгий путь к познанию высшей правды”.
О принципах и мыслях
Если человек придерживается принципа, то он теряет свободу и превращается в стереотип, он думает что верны только его принципы, что только его вера истинная, и что все остальное является ложным. И когда свобода мысли умирает, одна идея становится главенствующей. Человек становится духовно ограниченным, и именно тогда начинается конфликт и противостояние. Вера в ничто, даже вера в неверие, подавляет его.
В мысли заключена великая сила и она может полностью поглотить и сделать человека своим рабом. Привязанность к ней является самым большим препятствием на духовном пути. Если человек будет поглощен мыслями, то он никогда не достигнет просветления.
Есть три типа настроения: радость, печаль и спокойствие. Причина нашего настроения заложена в нашем теле и разуме. Настроение поднимается подобно волне, и опускается также непроизвольно. Заглядывайте внутрь вновь нарастающих чувств, чтобы понимать и осознавать откуда они берут начало.
Когда вы достигните истоков чувств, то поймете что там лишь пустота, подобная голубому небу, охватывающему все что находится внутри него. Если вы начнете больше погружаться в себя, то волны чувств вскоре перестанут подниматься, и источник великого мира внутри нас больше не будет беспокойным.
Ответ на оскорбление
Когда Будда проходил по улице одной деревни с чашей для подаяния, люди обступили его и начали оскорблять. В ответ на оскорбления, он благословил их и сказал:
Если вы принесли подарок соседу, а тот отказался его принимать, то у кого останется подарок? То же самое со словами. Я не принимаю Ваши слова и пусть они останутся у вас. Злословие это грех. Подобно тому как нельзя уйти от своей тени, так нельзя спрятаться от и своих грехов. Очистите свой разум и взгляните на себя по новому, и тогда вы поймете, что живете неправедной жизнью, полной суеты.
Обретение душевного мира
Когда Будда встретил своего старшего брата, тот его спросил, чего он достиг за семь лет жизни отшельника и аскета. Будда ответил:
Если ты завоюешь весь мир, но не завоюешь свой разум, разве это победа? Я нанес поражение своему гневу, жадности, зависти, злобе. Когда я искоренил в себе эти чувства, то обрел мир. Спор ведет к гневу. Гнев же причиняет только боль. Злиться – это все равно что держать горячий угль на своей ладони. Мы хотим бросить его в кого-нибудь, но перед этим он обязательно обожжет и нас.
Об обвинениях и ссорах
Однажды ученики Будды стали обвинять друг друга в разных грехах и начали ругаться.
Увидев их ссору, Будда дал им наставления:
Если допустил ошибку, в таком случае надо просто принести извинение. Наши слова опаснее меча. Они могут убивать людей не нанося им телесных ран. Успокойтесь! Ваше поведение нарушает мир в монастыре. Пожалуйста, вернитесь к медитации. Если вы понимаете силу медитации и принимаете ее, то вы освободитесь от высокомерия, зависти, гнева и унижения. Эти чувства больше не будут обременять вашу жизнь.
Наш главный враг – это разум!
Как-то раз, Будда собирал милостыню в одной деревне, и на него напал разбойник по имени Ангулимала. Этот разбойник наводил на всех ужас тем, что убивал и калечил людей, отрезая им пальцы. Когда Ангулимала преградил ему путь, Будда произнес слова, перевернувшие весь внутренний мир этого разбойника, который впоследствии стал буддийским монахом.
Я давно остановился, а ты нет. Я давно остановился отказавшись от преступления и насилия по отношению к другим. Я научился защищать жизнь, так как жить хотят все. Ты должен взглянуть на людей с любовью. Тебе в прошлом причиняли зло, так как люди совершают варварские поступки из за невежества. Ненависть, зависть, желания и нужда – все это растет из невежества. Но люди способны и на сострадание, доброту, понимание и чуткость. Если в этом мире есть безжалостные люди, то есть и те, кто способен на сострадание. Невежество не должно ослеплять тебя.
Позже, когда Ангулимала стал монахом по имени Ахимсака, он произнес проповедь:
Будда говорит, что наши мысли определяют наши дела. Хорошие мысли приводят к хорошим делам, а дурные к дурным – таков закон природы. Наш главный враг – это разум! Он может заставить нас делать почти все, и тогда мы погрузимся во мрак.
Ответ на обвинение
Одна женщина, чтобы отомстить Будде за то, что ее муж ушел в монахи, решила ложно обвинить его. Она перед всем двором заявила, что Будда является отцом ребенка, которого она носит во чреве. На это обвинение, Будда дал изящный ответ, заставивший усомниться всех в правдивости ее слов:
Только два человека могут знать, правду ты говоришь или нет. И эти два человека – ты и я!
Эта статья также доступна на EN