Перейти к содержимому

Ритмы фламенко

    Фламе́нко (Flamе́nco) — общее обозначение андалузской народной музыки, зародившейся на юге Испании и сочетающей в себе песню и танец. Выделяются два основных направления фламенко – это древнейший, глубокий и драматический стиль Cante Hondo и более современный, простой и облегченный Cante Chico. В рамках обоих направлений во фламенко существует более 50 жанров, точную границу между которыми провести порой не просто.

    Истоки фламенко начинается ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка, так как истинными носителями этого стиля считаются именно испанские цыгане. Прибыв в XV веке в Испанию из Византии, они расселились по всему южному побережью провинции Андалусия и стали перенимать местные музыкальные традиции. В итоге, в результате сплава двух музыкальных культур, испанской и мавританской, родилось фламенко.

    rhythms-of-flamenco-2


    Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированными группами и этот стиль формировался лишь в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко обрело свободу и вышло на подмостки таверн и кафе. В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы. Из новаторов наиболее известен испанский гитарист и композитор Пако де Лусия (Paco de Lucia), который обновил понятие музыкальной формы фламенко, избавив его от «канонического стандарта» и внёс в него новую живую струю и выразительность.

    Основным элементом ритма фламенко называют Компáс (Compás) — это основная единица музыкального метра во фламенко. Каждый компáс есть ни что иное, как повторяющаяся часть, состоящая из особым образом расставленных музыкальных акцентов, задающих пульсацию ритма и вообще ритмическую форму всего произведения. Существуем достаточно большое количество различных компáсов, которые соответствуют определенным формам фламенко.

    Soleáres

    Это одна из самых древних форм фламенко, послужившая основой огромному количеству последующих стилей. В жанровой классификации фламенко Soleáres относится к направлению Канте Хондо. Традиционно Soleáres исполняются под аккомпанемент одной гитары и в гармонии типичен фригийский лад. В Андалузии, изучающие токе фламенко, начинают своё обучение именно с этой формы. Слово Soleá,  является производной формой от Soledad, что в дословном переводе означает одиночество. Эта форма фламенко в полной мере отображает грусть и печаль, и передает чувство душевной боли. Иногда в ней может появиться отчаяние, более близкое для Seguíríyas.

    Compás
    Ритмическая структура в Soleáres играет важную и основополагающую роль.

    Compas-Soleares

    Seguíríyas

    Одна из самых эмоциональных и глубоких форм фламенко. Как и Soleáres, происхождение этой формы фламенко неразрывно связано с цыганами Андалусии. Во второй половине XIX века Seguiriyas начала широко завоёвывать сердца поклонников и развилась в огромное количество самостоятельных стилей. Эта форма также принадлежит направлению Канте Хондо, так как пытается выразить самые опустошающие и мучительные чувства и эмоции. В Seguíríyas por Cante слышится душераздирающий крик человека, оставшегося один на один в битве против жизненных неудач и самой смерти. Наверное, ни в какой другой европейской народной музыке нет такой печали и трагизма.

    Compás
    В нотной записи Seguíríyas записывают в переменном метре: 3/4 + 6/8, а ритмический рисунок выглядит следующим образом.

    Compas-Seguíríyas

    Alegrías

    В дословном переводе с испанского языка Alegría означает радость и веселье. Эта форма фламенко выражает радостные и светлые чувства, хотя и с лёгким налётом меланхолии. В целом, общее настроение в Alegrías – это оптимизм и счастье. Alegrías принадлежит большому семейству форм фламенко, именуемых сantiñas. Они родом из портового города Кадис, и  произошли путём некоторых трансформаций хот, исполнявшихся моряками из Арагона. Мелодии хот были помещены в компас Soleáres и использовались для праздничных танцев. В отличие от Soleáres и Seguíríyas, которые звучат во фригийском ладе, Alegrías исполняется в мажоре, и лишь иногда переходит в минор, что еще более подчеркивает счастливый и беззаботный дух Alegrías.

    Compás
    Ритмическая структура в Alegrías идентична двенадцатидольному компáсу в Soleáres с акцентами на 3, 6, 8, 10 и 12 долях.

    Compas-Soleares

    Bulerías

    Это слово является комбинацией barullo, что означает шум, и burla, что переводится как шутка или насмешка. Корни его уходят к испанским цыганам, связь с которыми у него остается до сих пор. Быстрый темп и динамичная пульсация делают эту форму самой захватывающей, но при этом все же содержащей в себе печаль и тоску, которые почти всегда присутствует в любой форме фламенко. В сердце его бьется мощная ритмическая сила, которая и является самой сущностью и душой фламенко. Bulerías можно назвать основным стилем, так как он предоставляет исполнителю наибольшую свободу для творчества. Блестящее исполнение Bulerías также показывает виртуозность гитариста.

    Compás
    Ритмическая структура в Bulerías идентична двенадцатидольному компáсу в Soleáres с акцентами на 3, 6, 8, 10 и 12 долях.

    Tíentos

    Это самая торжественная форма из семейства Tangos, отличающаяся более глубоким Cante и Тoque. Она имеет достаточно медленный темп и серьёзную тематику текстов. В дословном переводе Tiento означает ощупывать, идти на ощупь, неуверенно. Tíentos отличается строгим, обладающим силой и великолепием характером, а также обладает характерным синкопированием и четкой расстановкой акцентов.

    Compás
    Ритмическая структура в Tíentos относится к разряду двудольных форм, но чтобы проще понять компáс, лучше разбить ее на 4-х дольные паттерны. 

    Sevíllanas

    Это простая, живая и мелодичная форма, пользующаяся большой популярностью по всей Андалусии. Sevíllanasпоявились около трех столетий назад в старой Кастилии, как разновидность танцевальной народной музыки. Они всегда полны радости, веселья и поэтической остроты, хотя некоторые стихи имеют более серьёзный характер. На сегодняшний день существует большое количество разновидностей Sevíllanas, как вокальных и танцевальных, так и инструментальных. Самое лучшее время и место, где можно услышать Sevíllanas, это ежегодная ярмарка в Севилье, когда толпы людей в праздничных традиционных костюмах переполняют улицы.

    Compás
    Ритмика в Sevíllanas имеет размер 3/4, и характерную структуру, где присутствуют такие части как IntroSalida и Copla. 

    Compas-Sevíllanas

    Fandangos

    Это форма имеет арабское происхождение и уходит своими корнями во времена, когда вся южная Испания была занята маврами. Она распространилась по всей Испании и за столетия приобрела различные разновидности, в зависимости от места и рода деятельности исполнителей. На севере Fandangos дало основание для развитие такой формы как Jota, а на юге для Rondeña, Malagueña, Taranta и Minera. В начале ХХ века Fandangos был настолько популярен, что на какое то время почти затмил все остальные формы фламенко. Это достаточно свободная, с точки зрения ритмики, форма, предоставляющая исполнителю возможность выразить весь спектр своих чувств и эмоций. В Cante por Fandangos темы Coplas чрезвычайно разнообразны, от трагедии, разочарования и предательства до лёгкой иронии и беззаботного юмора.

    Compás
    Ритмическая структура в Fandangos идентична двенадцатидольному компáсу в Soleáres с акцентами на 3, 6, 8, 10 и 12 долях

    Compas-Soleares

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *